Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Елена <[email protected]> Москва, Россия - 09/30/05 02:26:57 MSK
Полистайте «Комментарии к пройденному». Там все перипетии творческой эволюции авторов описаны довольно подробно, не хочется сейчас повторяться.
Здравствуйте, Борис Натанович! Произведение «За миллиард лет...» – большая часть написана от третьего лица, потом встречается один абзац от первого лица (не мысли Малянова), а затем и вся концовка повести идет также от первого лица. Это задумка авторов, чтобы в самый момент развязки читатель «оказался» на месте Малянова, или, может быть, какая-то небрежность, ошибка, исправлять которую потом не захотелось? А может быть – это части дневников, написанные разными людьми?
Дмитрий Кондратьев <[email protected]> Тверь, Россия - 09/30/05 02:27:19 MSK
Да, так было задумано авторами изначально. Малянов сначала пытается рассказывать свою историю как бы отстраненно, пытается писать о себе, как о постороннем человеке... потом срывается, переходит на первое лицо... спохватывается, возвращается к третьему, но ненадолго, и потом уж до самого конца, отказавшись от отстраненности, пишет, без затей, от первого лица.
Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! У меня вопрос по ЖМ. Вы неоднократно подчеркивали здесь, что Лева Абалкин – обыкновенный человек, правда, кроманьонец. Значит ли это, что верна гипотеза о ковчеге, как о «заначке» Странников на случай, если эти обезьяны в будущем накидают друг другу атомных бомб на голову? Жалко потерять такой оригинальный вид разумной жизни. Мне интересна именно авторская концепция. Я угадал?
Дмитрий <[email protected]> Тверь, Россия - 09/30/05 02:27:41 MSK
У авторов не было одной определенной концепции. Имел место целый веер гипотез, – они, насколько я помню, все изложены в тексте повести устами разных героев-ученых.
октябрь 2005
Уважаемый Борис Натанович, вот Ваши слова: «Я и до сих пор считаю, что только Великая Теория Воспитания способна кардинально изменить человеческую историю, прервать цепь времен и роковую последовательность повторений «отцов в детях». А что Вы думаете о такой точке зрения: молодые люди так или иначе, но кому-либо почти всегда подражают. Как правило, неосознанно – родителям. В Вашей Теории Воспитания они, скорее всего, будут наследовать Учителя. Родителей много разных, отсюда и разность людская, Учитель, для большой группы детей, – один общий, хорошо ли это?
Александра Киржнер <[email protected]> Киев, Украина - 10/06/05 00:13:55 MSK
Зато Учитель умеет ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ, на что 90% родителей не способны. Кроме того, Учитель умеет находить и развивать в ученике его ГЛАВНЫЙ ТАЛАНТ (чего родители не умеют почти никогда). И кроме того, не так уж много учеников приходится (по нашим представлениям) на одного учителя: три-четыре-пять человек и никогда не больше семи.
И ещё: «Я же говорю о ВОСПИТАНИИ, грубо говоря, о превращении каждого человека в интеллигента (в самом лучшем смысле этого слова)». А Вы не думаете, что для большинства населения земного шара такая модель воспитания для своих детей – неприемлема?
Александра Киржнер <[email protected]> Киев, Украина - 10/06/05 00:14:08 MSK
Я в этом уверен! В том-то вся и беда, Александра! В том-то вся и беда.
Здравствуйте, Борис Натанович. Прочитал «Бессильные мира сего». Прототипом Сэнсея был Ваш брат?
Антон Горох <[email protected]> Черкассы, Украина - 10/06/05 00:14:24 MSK
Нет. Скорее уж, сам С.Витицкий.
Здравствуйте Борис Натанович. В большинстве Ваших произведений тема роботехники и искусственного интеллекта на третьем заднем плане. Поэтому из прочитанного трудно понять Ваше отношение к роли ИИ и искусственной жизни вообще в обществе будущего. Понимая, что в двух предложениях на этот вопрос не ответить, спрошу Вас следующее: будут ли у Вас книги на эту тему?
Иван Слеповичев <[email protected]> Саратов, Россия - 10/06/05 00:14:49 MSK
Нет.
P.S. Верю, что в будущем будет именно тот коммунизм, который Вы с братом описали.
Иван Слеповичев <[email protected]> Саратов, Россия - 10/06/05 00:14:53 MSK
Только очень не скоро. И, к сожалению, совсем не обязательно.
Уважаемый Борис Натанович. Меня вот уже который год мучат два вопроса: 1) Что такое «сайва» (которая «не шутит, брат». В «Трудно быть Богом»)?
Мария <[email protected]> Санкт-Петербург, Россия - 10/06/05 00:15:20 MSK
Что-то среднее между пампасами, сельвой и саванной – некий тип растительного многообразия.
2) После того, каким Вы представляли мир в «Полдне», Вам не обидно видеть, что все стало совсем не так (что все стало даже хуже) – теперь?
Мария <[email protected]> Санкт-Петербург, Россия - 10/06/05 00:15:22 MSK
Мы никогда и не ждали, что будет так, как в Полдне. Мы думали, что будет хуже, чем в 70-е. Так что сегодняшний вариант – далеко не из худших. Я, во всяком случае, отнюдь не жалуюсь.
Уважаемый Борис Натанович! Насколько я понял, повесть Перумова «Суд» не была опубликована в сборнике «Время Учеников» из-за ваших личных разногласий. Может быть, стоило бы переступить через давнюю ссору и дать ему добро на публикацию, хотя бы в электронном виде? Судя по двум выложенным в сети главам, получилось неплохо.
Кайран <[email protected]> Москва, Россия - 10/06/05 00:15:39 MSK
Вы поняли неверно. Никаких разногласий с Перумовым у меня не было и нет. Я вообще едва знаком с ним и совсем не уверен, что читал названную Вами повесть. Впрочем, совершенно точно помню, что НИ ОДНОЙ из предложенных моему вниманию (Андреем Чертковым) повестей я не отклонил. Одни понравились мне больше, другие меньше, но не забраковал я ни одной. И вообще, как я могу запрещать или разрешать публикацию какой-либо повести совершенно самостоятельного да еще вдобавок известного автора? Тут у Вас что-то не стыкуется в Вашем вопросе.
Здравствуйте, Борис Натанович! Здоровья Вам! Возможно ли появление Высокой Теории Воспитания под давлением двух следующих факторов: терроризм и нанотехнологии? Ведь если каждый человек сможет создать нано-вирус и спровоцировать нано-пандемию, то у человечества будет ровно два выбора: 1. Глобальный контроль; 2. Высокая Теория Воспитания – делающая из Homo Sapiens – Homo Responsabilis (Человека Ответственного)?